Рубрики

Интеллектуальные права. Ошибки

Бизнес и финансы
У каждого бизнеса есть свой зарегистрированный товарный знак. Если вы присвоите себе чужое название или дизайн, то за это могут грозить крупные штрафы.

Как не допустить досадных промахов в сфере интеллектуальных прав? И к чему они могут привести?

Особенности интеллектуальных прав

К сожалению, нарушение авторских прав не редкость. Эти досадные промахи могут стоить бизнесменам огромных денег.

Все начинается с того, что предприниматель запускает проект и придумывает для него название. Он продумывает все, начиная от дизайна товаров и заканчивая сайтом. Но через некоторое время он может получить претензию. Ведь может выясниться, что уже есть компания с таким же названием.

Все компании регистрируют свой товарный знак в Роспатенте. И придется заплатить штрафы, если присвоить чужой себе.

Регистрируются: названия компаний, товаров, слоганы и многое другое. Все это должно соответствовать требованиям закона и быть уникальным.

Срок регистрации 10 лет и продлевать её можно бесконечно. Она обозначается специальным значком на товаре.

Если права на товарный знак нарушили, можно обратиться в суд и потребовать материального вознаграждения за причиненный ущерб. Сумма может доходить до нескольких миллионов, а то и выше.

Но это еще не все. Суд может аннулировать товар, выпущенный под чужим именем. Или заставить больше не пользоваться чужим товарным знаком.

Есть и Федеральная антимонопольная служба, куда можно направить претензию. Штраф может быть до 500 000 рублей.

Возможен и уголовный штраф в крупном размере и либо два года ареста, если причинен крупный ущерб.

Как правило, когда направляется претензия, должна последовать реакция. Если же ответа со стороны компании, использующей чужой товарный знак, нет, ей придется заплатить штраф. Если же даже вы не знали, что компания с таким названием уже есть, суд может это не учесть. Но может взять во внимание, что бизнес работает не так давно и размер штрафа может быть снижен.

Имя бренду можно выбрать практически любое. Если оно сложное, то стоит проявить фантазию. Если у вас много вариантов, сравните их с теми, которые есть. Найти такую информацию можно в специальной государственной поисковой системе либо обратиться к патентным поверенным.

Не стоит пользоваться бесплатными базами. Ведь никто не гарантирует достоверность информации, которая есть там.

Суды и Роспатент берут во внимание близкие и похожие товарные знаки.

Не всегда получается придумать уникальное название. Лучше всего поступить так: придумать несколько названий и передать их патентному поверенному. Затем можно вместе подобрать наиболее удачный товарный знак.

Это дает уверенность и гарантии, что ваши права на бренд будут соблюдены.

Другие ошибки

Часто нарушают интеллектуальные права на промышленный образец. Это может быть дизайн мебели, гаджетов, техники, одежды, архитектуры и так далее. Получив патент на дизайн, можно подать в суд на тех, кто его присвоил.

Еще такие патенты в России выдаются на изобретения.

Запатентовать можно практически любое изделие. Это могут быть различные приборы, предметы мебели и интерьера, этикетки, упаковка и многое другое.

Сюда же относятся спортивные товары, транспорт, шрифты, интерфейсы программ и сайтов.

Например, предприниматель запатентовал уголки для мебели. В интернете он нашел похожие уголки. Юристы засняли на видео продажу уголков, взяли товарный и кассовый чеки. Экспертиза подтвердила, что уголки скопированы.

Автор скопированных уголков не ответил на претензию и патентообладатель попросил у суда выплатить ему штраф.

Избежать ошибки поможет помощь патентного поверенного. Он сравнит названия и найдет похожие.

Если ваш товар уникальный, возьмите на него патент. Тогда никто не сможет заработать на копировании вашего права на товарный знак.

Покупая товары для перепродаж, узнавайте, есть ли на них патенты . Если поставщик их не предъявил, нужно самому выяснить, нет ли среди них промобразцов.

Иностранные компания могут быть совсем без патентов. В этом случае дистрибьютор может сам зарегистрировать патент, а потом взыскивать штрафы с конкурентов.

Ошибка, которая часто возникает – использование чужих статей, фото, картинок, кодов, сайтов. Нельзя копировать подобный контент без разрешения.

Право авторства присваивается по умолчанию любому создателю контента. Но эти права можно и передать другому.

Например, если дизайнер сделал картинку и продал его компании и все документы оформлены правильно, то нарушитель может судиться с другими компаниями, которые скопируют эту картинку.

Например, один предприниматель продавал курсы, а в подарок к ним дарил книги без согласия авторов. Сначала автор книги попросил прекратить дарить его книги. Но автор курсов на это не отреагировал. Тогда была подготовлена досудебная претензия. Суда удалось избежать. Вместо этого автор курсов заплатил штраф автору книги.

Создавайте контент сами или прибегайте к помощи наемных сотрудников. Так не возникнет недоразумений в дальнейшем. Предварительно заключите договор с авторами.

Также много контента можно найти на специальных контент-стоках.

У любой статьи, фото, картинки есть автор. Даже если автор контента долгое время работал в определенной компании, все созданное его умом является его собственностью.

Поэтому в договоре нужно тщательно прописать, какие права компания имеет на интеллектуальный труд. Иначе придется доказывать свои права в суде.

Даже при оформлении трудового договора иногда возникают спорные вопросы. Если же и документов вовсе нет, разбирательства в суде могут затянуться.

Например, арт-директор ушел с работы и решил открыть свое дело. Но в портфолио опубликовал проекты со старого места работы. Директор компании, откуда он ушел, подал на него в суд. Уверял, что у него нет прав на контент.

В итоге суд оказался на стороне директора прежнего места работы и арт-директор выплатил крупный штраф.

В договоре нужно указать все нюансы, а для работы составить должностную инструкцию и письменное задание.

И еще нюансы: результат стоит также принимать в виде документа. Контент публикуется на сайте либо отдается заказчику. Обязательно сотруднику надо заплатить за работу.

Если для вас заказ выполняет подрядчик со стороны, то нужно заключить договор и указать в нем, что все права на произведение принадлежат вам. Это фиксируется конкретным актом.